ГОУ РК "РЦО"
г. Сыктывкар
  • Коллективное эссе

    Моё призвание быть Учителем

    В педагогику пришла осознанно, с детства мечтала быть учителем. Главное достижение в профессии: сохранила профессиональное честолюбие, незнакомо профессиональное выгорание. Девиз в жизни: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести» (Энбер Эшенбах). Девиз в профессии: действовать, дерзать, творить во имя ученика!

    Цыбульская Нина Александровна

    Я – представитель династии педагогов. Моя мама Шушпанова Галина Константиновна, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации, 40 лет отдала школе. У папы техническое образование, но часть своей жизни он проработал в школе учителем труда.

    Меня с детства окружал педагогический коллектив, в котором работали мои родители, я часто засиживалась на уроках мамы и восхищалась искусством преподавания. Конечно, путь педагога в моей жизни был уже предопределен. Я счастлива тем, что нашла свое место в жизни. Учитель – это моя профессия и моё призвание!

    Елена Валентиновна Булышева, заместитель директора

    В профессию я пришла случайно… Конечно, как и все, наверное, дети, я играла в школу: у меня были маленькие тетрадочки, маленькие парты, маленькая доска и большой журнал, который мама принесла с работы. Я с удовольствием играла роль учителя, пока не пошла учиться в школу. Тут-то мои восторженные представления и разбились о суровые будни. Крушение было настолько сильным, что когда я пришла подавать документы в университет, и в приемной комиссии меня спросили, что будет, если меня распределят работать в школу, я ответила, что если бы хотела работать учителем, то подавала бы документы в пединститут. И после окончания университета я благополучно пошла работать программистом на военный завод. Но грянула перестройка, конверсия, безработица, рынок… И когда мне предложили временную работу в школе, я бежала с рынка сломя голову, не спрашивая ни про нагрузку, ни про зарплату.

    В профессию я пришла случайно, и осталась здесь навсегда. Оказалось, что я люблю детей. Люблю, когда им со мной интересно. Люблю, когда под моим руководством они начинают верить в себя. Люблю, когда вижу их сияющие глаза и слышу слова благодарности. Это такой допинг!!! Дети заряжают своей энергией, своими эмоциями, своим жизнелюбием. И сегодня, проработав 30 лет в образовании, я могу сказать, что в жизни ничего не бывает случайно.

    Мазанова Ольга Юрьевна, к.п.н., учитель информатики

    Вы знаете, мне по-прежнему верится,
                                             Что если останется жить Земля,
                                             Высшим достоинством Человечества
                                             Станут когда-нибудь учителя.
                                                                         Р. Рождественский

    Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности – философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия – одна из самых ответственных.

    Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера, учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. «Ребёнок есть устремление в будущее» – говорил В. Сухомлинский. Педагогика есть наука будущего. Работая с детьми, необходимо проявлять творящее терпение, принимать ребёнка таким, какой он есть, дарить ему чувство успеха, победы над самим собой.

    Учителем может быть не каждый. Учитель – это дар природы, талант. Без учителей нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным. Учитель – это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны:

    Такая есть профессия – учитель.
    По-моему, ее важнее нет.
    Преподаватель, мастер, просветитель,
    Хранитель знаний, детских душ творитель,
    Учитель держит на себе весь свет. (О. Панчишина)

    Кушманова Жанна Дмитриевна, учитель начальных классов

    Стать учителем мечтала с детства. Свои первые «уроки» проводила в девятилетнем возрасте в коридоре общежития, в котором жила вместе с родителями. Классная доска - стена, выкрашенная синей краской, а ученики – ребята, жившие по соседству. Были, конечно, мел и тряпка. И нам частенько доставалось от взрослых за крошки мела на полу и белые разводы на стене.

    На выбор профессии повлияли мои школьные учителя. Они для меня всегда были и остаются примером жизнелюбия, преданности профессии и детям. Они дали мне «путёвку в жизнь». Оканчивая среднюю школу, я не сомневалась в выборе своего жизненного пути.

    В школе я работаю с 1992 года. Начинала свою педагогическую деятельность в городской общеобразовательной школе. Но так получилось, что много лет работаю в «больничной», или как сейчас принято говорить, в госпитальной школе, обучаю детей, находящихся на длительном лечении.
    Быть учителем в современных условиях сложно и ответственно, а быть учителем госпитальной школы – сложно и ответственно вдвойне. Здесь важны терпение, педагогический такт, индивидуальный подход к каждому ученику. 

    Для успешного обучения детей в условиях медицинского учреждения необходимо установить психологический контакт с каждым учеником, создать комфортную образовательную среду, использовать современные технологии, разнообразные методы, приёмы для поддержания учебной мотивации детей, находящихся на длительном лечении. И ещё надо уметь отвлечь ученика от болезни, в нужный момент поддержать, вселить ему веру в себя и свои силы. В этом смысле работа учителя сродни призванию врача, только врач лечит тело, а учитель – душу. 

    Василий Александрович Сухомлинский писал: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Считаю, в сердце учителя должна жить любовь к жизни, к своему делу, к детям. Любовь – это «самая действенная и добрая сила воспитания» (Ш.А. Амонашвили)

    Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы 

    Учитель - это не профессия, это образ жизни. Быть учителем - значит обладать особенными личностными качествами, такими как ответственность, терпение, креативность, активность, душевность, отзывчивость.

    Учитель - это человек, который вкладывает душу в то дело, которым занимается, который влюблён в свою профессию и получает удовольствие от работы с детьми. Такими качествами обладают далеко не все люди, поэтому настоящий учитель - это человек, который "живёт" своим делом, постоянно занимается саморазвитием, шагает в ногу со временем.

    Светлана Витальевна Столяр, учитель русского языка и литературы

    Моя профессия быть учителем. Учить – это значит не только передавать свои знания, но и полностью посвящать себя людям, чужим детям. Нужно не только хорошо знать свой предмет, но и уметь находить общий язык с учениками.

    Главное в моей работе – не оставаться равнодушной к маленьким победам и поражениям воспитанников, уметь вовремя похвалить, подсказать, направить. Важно научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения и понять, что ребенок – личность, имеющая собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

    Людмила  Владимировна Юркина, учитель русского языка и литературы

    Профессия быть учителем – это любить общаться с учениками, уметь видеть мир их глазами, помогать им двигаться вперёд по дороге знаний и умений, адаптироваться к новым условиям обучения.

    Надежда Валентиновна Абжалиева, педагог-психолог

    Почему я стал учителем? Отвечая самому себе на этот вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожим. Ведь школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Наша профессия всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть, даже и на шаг вперед.

    Ненев Олег Сергеевич, учитель истории и обществознания

    Моя профессия  быть учителем вызывает у меня гордость, уважение, любовь.  

    «Горжусь профессией своей  
    За то, что душу человека согреваю,  
    За то, что я могу понять детей  
    И детство с ними проживаю.
    Пусть отступают все сомненья прочь,  
    Уходят пусть тревога и забота.  
    Кусочек сердца людям отдавая,  
    Такая у учителя (психолога, педагога) работа! "
    (В.Я. Миронова) 

    Алена Валерьевна Толкачева, педагог-психолог

    Главная цель любого учителя – это прежде всего воспитать в каждом ученике желание учиться, развивать в себе таланты и конечно же стремиться достигать результатов не только в учебе, но и в жизни. Талант учителя заключается в умении передать знания другому и в умении делать трудные вещи легкими. Учитель – это не просто профессия. Учитель – это призвание, это жизнь, отданная детям. В целом мире не найдется человека, который прожил бы без учителя! 

    Хребтова  Ольга  Евгеньевна, учитель математики

    Главное желание, с которым я иду к своим ученикам, это желание донести до них истинность выражения: «Учение – это благо!» 

    Шталь Елена Ивановна, учитель биологии, продолжатель династии педагогов в четвертом поколении

    Все мы, начиная с раннего детства, задаемся вопросом: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» На этот вопрос у меня было много ответов, которые менялись с течением времени. Архитектор, художник, исследователь, юрист, фотограф… Профессия учителя также была в моем списке, правда, ненадолго. Почему? Я разделяла мнение своих сверстников. А большинство детей и подростков, как правило, мечтают жить яркой жизнью, быть на виду у всего мира, а потому видят себя чаще в творческих профессиях, где их непременно ждет успех. 

    С этим нельзя не согласиться. Быть актрисой или выступать на спортивных состязаниях – вот от чего захватывает дух, вот чем хочется заниматься! На подобном фоне каждодневный, утомительный и требующий полной отдачи труд учителя теряется. «Блекло, неинтересно…» – думают дети, продолжая мечтать о покорении звездного олимпа. 
    Так думала и я в свое время. Что же изменило мою точку зрения и повлияло на мой выбор профессии? Мои школьные учителя. Учителя, которые, несмотря на свою загруженность, всегда находили время и силы объяснить непонятный материал. А что особенно радовало – большинство моих учителей не были зациклены лишь на своем предмете. Так, моя учительница по математике декламировала «Евгения Онегина» на уроках тригонометрии, чтобы позволить нашим головам немного передохнуть. 
    Помимо знаний, которые, конечно, важны, я также вынесла от них важный урок: очень многое зависит от обращения. Важно выслушать каждого учащегося, а для этого – найди подход к каждому человеку. Да, это не всегда просто. Но как только найдешь «ключик», наладится и общение, и знания будут даваться легче. 
    Этот подход я теперь использую и в своей работе. Без трудностей, разумеется, не обходится. В условиях стационара настроить учащихся на рабочий лад непросто. Добавьте к этому тот факт, что мой предмет – английский язык – не всем легко дается.  Учащиеся разного уровня подготовки, возраста и воспитания… Трудно? Еще как! Но это и есть моя основная работа - найти подход к каждому ученику и настроить их на учебу. 

    Как проходят мои уроки? Ребята, которые впервые попадают в больницу, часто поначалу чувствуют себя подавленно и хотят домой. Куда уж там до занятий? Обычно в таких случаях я говорю им: «Пойдем, немного поработаем над английским, почитаем. Быть может, это поможет тебе отвлечься». И обязательно улыбаюсь. На первом уроке даю небольшой объем информации, чтобы ребята не запутались, обычно это повторение важных правил, чтение или говорение по-английски. Если работа спорится, обязательно хвалю и предлагаю сделать дополнительное задание. Если дела идут не очень, подбадриваю своих учеников: «Ничего страшного, в следующий раз у тебя получится лучше!» В конце урока видно, что ребята хоть немного отвлеклись от окружающей больничной обстановки, а если удалось получить хорошую отметку – то и настроение у них становится намного лучше. Напоследок я всегда желаю ребятам удачи. 

    Важен ли труд учителя? Вопрос риторический, думается мне. Будущее мира находится в руках детей. Будет ли будущее позитивным или негативным, зависит от самих детей и образования, которое они получают. Настолько ценно воспитание ребенка. Образование является ключевым элементом, который направляет жизнь на успех. Обладая знаниями, человек обладает способностью воплощать в жизнь цели. И потому на плечах учителей лежит большая ответственность – научить детей ставить перед собой правильные цели и достигать их.

    Да, наша работа сопряжена с множеством трудностей. Некоторые из этих проблем известны давно: нежелание самих детей учиться, боязнь не усвоить знания и плохие результаты могут отбить у них дальнейшее желание работать над собой и своими ошибками. Но некоторые трудности педагогического труда связаны не с учениками. 
    Как в XXI веке, так и ранее, важным требованием к самому педагогу является его способность отвечать на вызовы той временной эпохи, в которой он живет, иначе говоря, держать руку на пульсе времени. Учить по-старому в новые времена не годится. В доказательство этой мысли мне хочется привести слова А.В. Луначарского: «Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней». Мир не стоит на месте, меняется и система образования, потому что каждое новое поколение по-своему уникально, и для него требуются свои подходы, приемы и технологии. Неизменно одно – каждое поколение нуждается в знаниях, а значит, и труд учителя всегда будет востребован.

    Кузнецова Дарья Алексеевна, учитель английского языка

    В работе учителя мне больше всего нравится творчество, это та энергия, которая рождает новые мысли в каждодневной работе, помогает раскрывать таланты и способности учащихся.

    Карманова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы 

    Учитель – это самая уникальная профессия, вне времени, моды и географии, именно она остается востребованной по сей день. Важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка - учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения.

    Куриленко Жанна Викторовна, учитель географии 

    «Каждый человек верит в наличие у себя педагогических способностей. Даже учителя. Никто не сомневается в результатах преподавания. Кроме учителей.» (Мартти Ларни).

    Прав был мой любимый финский писатель! Позволю добавить несколько деталей и формула успешного педагога готова:

    • первое -это наличие педагогических способностей, помноженное на стремление и старание;
    • второе - сомнение, как стартер изобретения, творчества, проб, экспериментов;
    • третье - чувство юмора, которое выручит и вывезет учителя из затруднительного положения.

    По-моему, это и есть механизм движения педагогического процесса. Работа учителя беспокойна. Раз заведя мотор, трудно остановиться. Мчась по дороге знаний, наша потребность и обязанность совершенствовать двигатели, наполняя их новыми технологиями, применяя новые методы, заменяя старые приёмы на более эффективные. Но как бы мы не старались везде успеть, надо помнить, что топливо двигателя останется неизменным – это любовь к детям. Пусть меняются формы и содержание, топливо останется прежним.

    Гиндер Татьяна Владимировна, учитель английского языка

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie